ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

1. Автор книг Дж. К. Роулинг в своем радиоинтервью (The Diane Rehm Show, WAMU, National Public Radio, October 20, 1999) заявила, что провела специальное исследование магических обрядов и язычества, чтобы ее книги были реалистичны. Она утверждает, что примерно треть обрядов, описываемых в ее книгах, основана на действительных оккультных действах.
2. Прочтя четыре книги этой серии, я удостоверилась в словах их автора Дж. К. Роулинг, говорящей, что "книги становятся все более темными". Это будет видно и из последующей части настоящей статьи.
3. Ответственный за СМИ Союза язычников в Англии Энди Норфолк (Andy Norfolk) заявляет: "В ответ на постоянно растущее число вопросов со стороны молодых людей мы выделили специального представителя для молодежи, но не для того, чтобы пропагандировать язычество... а для того, чтобы он просто отвечал на вопросы и предлагал советы и информацию". Союз язычников говорит, что именно книги о Гарри Поттере, вместе с некоторыми телесериалами, как, например, "Sabrina the Teenage Witch", вызвали новую волну интереса к язычеству. Энди Норфолк подчеркивает, что родители не должны беспокоиться внезапным интересом своих детей к магии (sic), поскольку "язычество признается достоверной религией".
4. Союз педагогов и университетских профессоров Англии обращает внимание на содержание столь внешне популярных сочинений Дж. К. Роулинг и призывает родителей и педагогов быть внимательными. Союз педагогов уже давно выражает обеспокоенность тем, что дети занимаются оккультными опытами. Генеральный секретарь Союза педагогов Питер Смит (Peter Smith) подчеркивает: "Дети должны быть защищены от маргинальных влияний оккультизма. Их нужно ответственным и положительным образом научить опасности путешествий в неизвестное. Премьера фильма о Гарри Поттере приведет к появлению нового поколения, открывшего для себя мир магии... Все больше детей проводят время в одиночестве в Интернете в поиске сатанинских сайтов, и мы беспокоимся, почему нет никого, кто бы контролировал это...".
5. По крайней мере одно учебное заведение в Англии, начальная школа St. Mary's в Chatham, Kent, запретило книги о Гарри Поттере в своей библиотеке.
6. Одна из самых больших компаний - "Entertainer", контролирующая сеть магазинов детских игрушек в Великобритании, запретила появление на своих прилавках товаров с изображением Гарри Поттера. Один из владельцев "Entertainer" Гэри Грант (Gary Grant) подсчитал, что, возможно, он потеряет прибыль в размере около 500 тысяч фунтов, но предмет его беспокойства - то неконтролируемое состояние, в которое приходят дети.
7. Книги о Гарри Поттере подвергаются самой жесткой критике, как свидетельствует "Центр Союза американских библиотек за свободу мысли" (American Library Association's Office for Intellectual Freedom). В течение 1999 и 2000 годов зарегистрировано 1118 письменных протестов. Это составляет менее 1/4 реально существующих протестов в школах и библиотеках, где требуют удаления этих книг мотивируя это их "оккультно-сатанинским" характером.
8. В Греции Ассоциация ученых "Prooptiki", которую я горячо благодарю за ее многоценную помощь, предприняла широкое исследование настоящей темы, включающее в себя психологический и педагогический аспекты феномена. Ассоциация "Prooptiki" выражает свое решительное неприятие как по отношению к Гарри Поттеру, так и по отношению к трилогии Толкиена (J. R. R. Tolkien) "Властелин колец".
9. Конечно, естественна и реакция христианского мира на этот вопрос, что видно из большого числа соответствующих веб-сайтов, которые можно найти при помощи любой поисковой системы.
10. Присоединяя свой личный опыт, хотела бы отметить, что в Афинах есть озабоченные настоящим вопросом родители и педагоги, священники и учителя катехизических школ, которые, зная об этой проблеме или встречаясь с некоторыми из непосредственных ее последствий (появление фобий, проблем со сном и т.п.) в жизни своих детей, стараются оградить от этой опасности подрастающее поколение. Звучит преувеличенно? Хорошо, если бы так.

ЧТО ГОВОРЯТ КНИГИ
В настоящее время в продажу поступили первые четыре книги из этой серии, которые будут дополнены другими тремя. Дж. К. Роулинг с самого начала знала, что напишет именно семь книг - по одной на каждый год пребывания Гарри Поттера в Школе магии - и уже давно закончила сочинение последней, седьмой книги.
Книги постепенно продвигаются от меньшего зла к большему. К примеру, в первой книге герои находят следы крови животного (которое - совершенно, конечно же, случайно! - оказывается единорогом) и становятся свидетелями ужасной сцены, в которой демоническая тварь, убившая единорога, пьет его кровь. В конце ужасающим способом открывается одержимость одного профессора, который пытается убить Гарри.
Во второй книге маленький маг учится, как очищать сад от мешающих своим визгом гномов, не жалея их. Позже ученики Школы магии учат, помимо прочего, как вырастить мандрагору. В книге это цветок, только вместо корней у него - микроскопические, испачканные грязью уродливые младенцы, орущие изо всех своих сил. В той же книге читаем о жертвоприношении животного, школьной кошки (которую, заметьте, зовут "госпожа Норрис") и об одержимости маленькой ученицы, которая, теряя контроль над собой, душит петухов и нападает на все живое и мертвое в школе. Атмосфера все более напоминает триллер, тем более, что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми.
В третьей книге мы узнаем о леденцах со вкусом крови - хотя в первой книге мы читали просто о карамельках со вкусом рвоты! - о тварях, постоянно меняющих свой облик, чтобы ужасать людей, о разнообразных демонах и о мучителях тюрьмы магов, дементорах - ужасных демонических тварях, высасывающих души, так что люди навсегда теряют их. Гарри слышит предсмертные вопли своих погибших родителей, а домашнее животное, которое постоянно носит с собой Рон и которое спит в комнате детей, оказывается в конце книги вовсе не ручной крысой, а злым магом, который умеет превращаться в зверей.
Четвертая книга, самая большая из всех, имеет 654 страницы и просто переполнена чрезвычайно ужасными сценами. Эту книгу Дж. К. Роулинг определяет как "центральную" среди всех прочих. "Это книга, с которой начинаются смерти", - говорит она в Times, и продолжает: "Она принесет душевное потрясение, но вреда не причинит" (sic!). Четвертая книга начинается целой серией убийств, продолжается борьбой в прямом смысле слова жизни и смерти, где герои должны победить, употребив на деле все свои знания, приобретенные за последние три года. Когда борьба заканчивается, один из героев погибает, и сюжет достигает своего апогея в шокирующем сатанинском действе, выдумать которое может только окончательно развращенный разум.

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Даже если кому-то эти книги и покажутся не лишенными некоторой доли юмора, фантазии и абсолютно феноменального представления определенных ценностей, то как такие книги можно давать детям? Насколько подходящими могут быть книги, которые:
a) приучают и сближают со злом, магией, оккультизмом, демонизмом;

b) порождают страхи;

c) вызывают отрицательные эмоции;

d) содержат антипедагогические отрывки.
Заметим, что во многих местах этих книг герои учатся совершать заклинания, готовят магические зелья, совершают поклонения, учат и употребляют в добрых или злых целях фразы с магическими последствиями, поднимают в воздух предметы, общаются с умершими, обучаются астрологии, гаданию, проклятиям, при помощи которых могут подчинять, мучить и убивать. Бесчисленны оккультные и сатанинские символы и действия, [Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, "Nea Epoche", Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990 и Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997] так же как и сцены, вызывающие страх, ужас и отвращение. Коварным способом маленькие читатели учатся, что есть "хорошая" магия и что каждый из них свободен выбрать между "доброй" и "злой" магией. Гарри, Рон и Гермиона (образ, с которым отождествляются девочки) становятся примером для детей, и эти персонажи - молодые маги, всегда побеждающие злую магию "доброй". Родители Гарри были "добрыми" магами и отца ему заменяет никто иной, как "добрый" маг Думбльдор, представляющий собой образец идеального родителя. Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя: как только он родился, его хотят убить, его постоянно унижают, но он сверхфизическим способом побеждает своих врагов и спасает других. Вероятно, в связи с этим стоит задуматься над тем, кто совершает чудеса без помощи истинного Господа и считается своими последователями "обиженным богом"?
Наконец, очень просто убедиться в том, что три хороших героя воруют, лгут, явно выражают ненависть и месть, постоянно нарушают правила, и все это всегда принимается и вознаграждается. Обратите внимание на следующий пример: ""Так, значит, - вступила в разговор профессор МакГонаголл, едва Гарри сделал паузу, - вы выяснили, где находится вход - при этом, не могу не заметить, бессовестно нарушив не меньше сотни школьных правил - но как, во имя всего святого, вам удалось выйти оттуда живыми, Поттер?"… Инстинктивно Гарри взглянул на Думбльдора. Тот еле заметно улыбался... "Помнится, я говорил, что вынужден буду исключить вас, если вы хотя бы еще раз нарушите правила", - сказал Думбльдор. Рон в ужасе открыл рот. "И это очередной раз доказывает, что даже самым умным из нас иной раз приходится подавиться своими же собственными словами, - с улыбкой продолжил Думбльдор. - Вы оба будете удостоены специального приза за служение Школе и еще, вы заработали - так, дайте подумать - да, по двести баллов..."" (кн. 2, гл. 18). [Перевод взят на сайте http://www.harrypotter.ru - прим. пер.]

ЭПИЛОГ
Как взывает в Священном Писании святой пророк: Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис. 5,20) А старец Паисий Святогорец говорит: "Пусть Господь нам поможет, потому что сейчас детям помогают не изменяться в хорошем смысле, а бесноваться". [Gerontos Paisioy Hagioreitoy. Logoi A`, Me pono kai agape gia ton sygchrono anthropo, Ekdoseis Hieron Hesychasterion "Eyaggelistes Ioannes o Theologos", Soyrote Thessalonikes, 1998, p. 303]
Сжалимся же над нашими детьми и осознаем нашу ответственность перед ними и перед безграничной любовью Божией.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, "Nea Epoche", Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990.
2. Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997.
3. Antonioy Alebizopoyloy, p. O Apokryphismos sto Phos tes Orthodoxias (Teyche 16-20), Ekdoseis Dialogos, 1996.
4. Antonioy Alebizopoyloy, p. Neosatanismos - Orthodoxe Theorese kai Antimetopise, Ekdoseis Dialogos, 1996.
5. The Penguin Dictionary of Religions. Edited by John R. Hinnells, Penguin books, 1984.
6. William Schnoebelen. Wicca Satan 's Little White Lie. Chick Publications, USA, 1990.
7. Электронные источники, указанные выше. (Информация из них была получена в декабре 2001 года и в январе 2002).
Елена Андрулаки